Яндекс.Метрика

НОВОСТИ Волшебные карточки

 

«Дети дождя». Как бы красиво ни звучала эта метафора, часто встречающаяся в СМИ, она не может передать тех трудностей, которые испытывают дети с аутизмом или с расстройством аутистического спектра (РАС) и, конечно, их родители. Многим известно, что наиболее уязвимыми для них являются общение и взаимодействие с другими людьми, даже с самыми близкими. Однако это только верхушка айсберга. Порой родители ошибочно сводят наличие аутизма к задержке речевого развития, не понимая истинного масштаба проблемы.  

 

Аутизм представляет собой совокупность различных нарушений, и задержка речевого развития является лишь следствием одной из них. Поэтому для того, чтобы невербальный (неговорящий) ребёнок - аутист начал разговаривать, нужно пройти определённый путь, который начинается не с развития навыков произношения звуков и моторики губ, а с освоения альтернативных способов коммуникации, способности указать на предмет, использования специальных карточек для обозначения объектов и действий. Такая система обучения называется PECS.

Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к определённому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее – как комментировать происходящее. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие. Поскольку PECS – это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки).

Картинку с подписью легко понять каждому, особенно если она из специального набора, например, такого, какой в прошлом году был приобретен для отделения дневного пребывания Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Тобольска. Почти каждый месяц на реабилитацию в ОДП приходят дети с РАС или с признаками РАС. Среди них есть те, кто не говорит совсем и те, кто говорит, но не умеет использовать речь для удовлетворения своих потребностей (функционально невербальные). Специалисты отделения консультируют родителей, рассказывая о системе PECS, и помогают ребенку сделать первые шаги в знакомстве с карточками.

Система работы с карточками PECS является частью ABA-терапии – интенсивной обучающей программы, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. В период прохождения ребенком реабилитации на базе СРЦН родители могут проконсультироваться со специалистом по реабилитационной работе и более подробно узнать, что представляет собой ABA-терапия, какие принципы положены в её основу.

 

Мария Яркова,

   педагог-психолог АУ СОН ТО «СРЦН г.Тобольска»