Яндекс.Метрика

НОВОСТИ Аутизм и сенсорная интеграция

 

Дети, имеющие диагнозы «аутизм» и «расстройство аутистического спектра» (сокращенно РАС), зачастую имеют некоторые особенности или даже странности поведения, связанные с шумом, ярким светом, с приёмом пищи и другими аспектами повседневной жизни. Кто-то закрывает уши, болезненно воспринимая обычные звуки, кто-то наоборот постоянно создает шум. Один и тот же ребенок может не выносить прикосновений других людей, но при этом стремиться к тому, чтобы оказаться сдавленным между предметами. Часто встречаются стереотипии – устойчивое бесцельное повторение движений, смысл которых неясен окружающим. Сложно предположить, что всё это может оказаться симптомами одной и той же проблемы – нарушений сенсорной интерации.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Информация о различных ощущениях (или сенсорные импульсы) передаётся от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс – влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Одни дети перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем: плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам.

 Чаще всего наблюдаются гипо- и гиперчувствительность. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Например, при гиперчувствительности слухового анализатора ребёнок закрывает уши, прячется, чтобы не слышать шум. В наиболее дискомфортных ситуациях он внутренним усилием отключает слух и производит впечатление глухого. Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных самостимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бегает по кругу, вращается, поскольку стремятся получить необходимые ощущения.

У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться. Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все. Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенная чувствительность по отношению к одним раздражителям и пониженная к другим. 

 Сенсорные нарушения являются одной из причин появления или усиления у детей с РАС стереотипий. Педагоги и родители могут не подозревать, что ребёнок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей. Они объясняют его необычное поведение капризами, недостатком воспитания или нарушениями интеллекта, тогда как оно придаёт ребёнку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток. Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребёнка, поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия. Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме. Решить эту задачу позволяют, во-первых, организация комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности, во-вторых, индивидуально подобранная и последовательная сенсорная стимуляция.

Никакая педагогическая стратегия не научит ребенка с аутизмом выдерживать сенсорные сигналы, которые невыносимы и разрушительны для его нервной системы. В этой связи исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. В обратной ситуации, когда ребёнок испытывает сенсорный дефицит, окружающую среду следует обогатить соответствующими раздражителями. В процессе наблюдения за поведением ребёнка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными, а какие – недостаточными. При организации комфортной для ребёнка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители, по возможности, устраняются. Педагоги и родители не должны заставлять ребёнка терпеть ощущения, которых можно избежать. Например, если шум пылесоса слишком интенсивный, можно пылесосить в отсутствие ребёнка. Если ребёнок не выносит звук от передвижения стульев по полу, их ножки снабжаются покрытием. Можно использовать барьеры, которые снижают сенсорную чувствительность (например, беруши, солнцезащитные очки, защитный экран вокруг рабочего места и др.). Недостаток раздражителей, в которых нуждается ребёнок с аутизмом, восполняется: среда насыщается объектами, позволяющими получать приятные ощущения социально приемлемым способом. Например, если ребёнок увлечён разглядыванием точек на ковре или пятен на чужой коже, следует перенести его интерес на книги или журналы с красочными иллюстрациями. Если ребёнок грызёт всё подряд, включая одежду и предметы, ему можно предложить жевать соломинку для питья, кольца-прорезыватели для зубов. Все предметы, которые позволяют восполнить сенсорный дефицит, должны находиться в постоянном свободном доступе.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с аутизмом накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специально организованного педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Для ребёнка с повышенной сенсорной чувствительностью следует отыскать те раздражители, которые он переносит терпимо и постепенно расширять их спектр. Например, при непереносимости громких, неожиданных, а также речевых звуков, можно предлагать сначала слушать тихие ритмичные музыку и песни, затем потешки и, наконец, стихотворения. Самостимулирующие действия ребёнка с пониженной сенсорной чувствительностью замещаются другими, которые позволяют получить тот же опыт, однако имеют социальное содержание и функциональный характер. Например, стереотипные прыжки заменяются прыжками на батуте, хлопки в ладони – лепкой из пластилина. Полностью излечить расстройства сенсорной интеграции на данный момент невозможно, тем не менее, можно смягчить ущерб, который они наносят жизни и здоровью ребенка. 

Таким образом, большинство аутистических форм поведения представляют собой попытки справиться с трудностями повседневной жизни, вызванными нарушениями сенсорной чувствительности: её повышением или понижением. Понимание функций необычных форм поведения (сенсорных защит и самостимуляций) и предоставление ребёнку альтернативных стратегий преодоления жизненных трудностей составляет сущность педагогической работы по нормализации сенсорной чувствительности при аутизме. Одновременно с этим необходимо обнаруживать факторы, вызывающие стресс, и сводить их, насколько это возможно, к минимуму путём изменения окружающей среды.

 

Яркова Мария, педагог-психолог.