НОВОСТИ Трудовое воспитание
- 23.04.2021 14:26
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса. Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом, формируется трудолюбие.
Можно отметить следующие элементы, которые определяют трудолюбие:
- мотивация к труду;
- способность трудиться;
- сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
- сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.
Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.
Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).
Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.
Не нужно отталкивать ребенка, если он хочет помочь испечь пирог или отремонтировать машину. Можно дать выполнить несложную работу, которая ему по силам и объяснить, как все сделать правильно. Так ребенок приучается к труду и одновременно у него повышается уверенность в себе, ведь он делает «взрослую работу».
Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.
Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:
- индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
- организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
- формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
- создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы
Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.
В Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних города Тобольска трудовому воспитанию уделяется большое внимание. Воспитанники вместе с педагогами участвуют в трудовых десантах: зимой – уборка снега, весной, летом, осенью – уборка территории, посадка и поливка цветов. В группах дети наводят порядок в своих тумбочке, шкафу, аккуратно заправляют кровать. Педагоги с детьми проводят занятия по профориентации, акцентируя внимание на о, что любой труд в нашей стране почётен.
Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.
Подготовила
Ольга Арканова,
специалист по социальной работе
АУ СОН ТО «СРЦН г.Тобольска»