Яндекс.Метрика

НОВОСТИ Трудовое воспитание

 

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса. Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом, формируется трудолюбие.

Можно отметить следующие элементы, которые определяют трудолюбие:

  • мотивация к труду;
  • способность трудиться;
  • сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
  • сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.

Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.

Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).

Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.

Не нужно отталкивать ребенка, если он хочет помочь испечь пирог или отремонтировать машину. Можно дать выполнить несложную работу, которая ему по силам и объяснить, как все сделать правильно. Так ребенок приучается к труду и одновременно у него повышается уверенность в себе, ведь он делает «взрослую работу».

Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.

Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
  • организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
  • формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы

Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.

В Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних города Тобольска трудовому воспитанию уделяется большое внимание. Воспитанники вместе с педагогами участвуют в трудовых десантах: зимой – уборка снега, весной, летом, осенью – уборка территории, посадка и поливка цветов. В группах дети наводят порядок в своих тумбочке, шкафу, аккуратно заправляют кровать. Педагоги с детьми проводят занятия по профориентации, акцентируя внимание на о, что любой труд в нашей стране почётен.

 Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.

 

 

            Подготовила

Ольга Арканова,

специалист по социальной работе

 АУ СОН ТО «СРЦН г.Тобольска»